Пловучесть

На корабль, как и на любое плавающее тело, действует давле­ние воды, направленное перпендикулярно к каждой точке под­водной части его корпуса; при этом предполагается, что вода неподвижна относительно корабля и несжимаема (в пределах точности практических вычислений). Таким образом, давление воды на подводную часть корабля принимается действующим гидростатически.

Если в борту судна от ватерлинии до днища по обводу какого-либо шпангоута просверлить отверстия через каждый дециметр, то будем наблюдать воочию действие закона Паскаля и закона Бернулли: 1) о равномерном давлении жидкости на стенки сосуда и 2) о гидростатическом давлении, соответствую­щем постоянству поверхности уровня, т. е. высоте напора столба жидкости, находящегося над нашей точкой-отверстием.

Струйки, втекающие внутрь судна, будут бить с силой, рас­тущей по мере удаления отверстия от уровня ватерлинии к днищу (рис. 3).

Пловучесть

Рис. 3, Действие Рнс. 4. Давление водн на подводную

гидростатической часть корабля

силы

Вертикальная составляющая равнодействующей всех элемен­тарных давлений на бесконечно большое число бесконечно ма­лых площадок подводной части корабля, находящегося в со­стоянии покоя, называется силой плов у чести или силой поддержания.

Пловучесть корабля равна по абсолютной величине, но об­ратна по знаку, весу воды в объеме погруженной части ко­рабля; при этом сила пловучести проходит через центр тя­жести объема, который называется центром величины или центром водоизмещения и обозначается двумя начальными буквами ДВ (рис. 4).

Указанные свойства корабля вытекают из основного закона гидростатики, который был впервые открыт Архимедом а поэтому и носит его имя.

1 Архимед — величайший представитель греческой школы геометров. Жил с 287 г, по 212 г. до начала нашей эры. См. Архимед, Схэвин, Галилеи, Паскаль, Начала гидростатики, перевод с английского, ГТТИ, М. Л., 1933 г,